Что ждать от экономики Кыргызстана в 2025 году?

Вот-вот зазвучат новогодние мелодии, а кыргызстанцы достанут с верхних полок елочные игрушки. 

Эксперты тем временем делают прогнозы об экономическом положении в стране на 2025 год. Мы сформировали дайджест из самых авторитетных мнений.

В Минэкономике оптимистичны

Представитель Минэкономики Кыргызстана Алмаз Абдекиров рассказал СМИ о том, как ведомство видит ситуацию в следующем году.

По итогам 2025 года валовый внутренний продукт Кыргызстана составит 1 трлн 624 млрд 87,2 млн сомов и вырастет на 6% относительно показателя в 2024-м. ВВП сохранит устойчивость.

Основными приоритетами Минэкономики определило реализацию крупных национальных проектов, улучшение инвестиционного климата и полномасштабную цифровизацию экономики.

Улучшение показателей в секторе промышленности в 2025 году и последующих годах в министерстве ожидают за счет стабильной работы предприятий по разработке месторождений Кумтор, Талды-Булак Левобережный, Джеруй, Караказык, Иштамберды, Жамгыр, Макмал, Терексай, Солтон-Сары.

Основной целью денежно-кредитной политики в 2025 году будут достижение и поддержание стабильности цен, удержание инфляции в пределах целевого ориентира при условии отсутствия шоков. Судя по всему власти намерены проводить валютные интервенции для поддержания курса валют, кардинальных изменений ждать не стоит.

Российские экономисты в ожидании кризиса

В середине 2025 года может разразиться новый мировой финансовый кризис, сравнимый по масштабу с 2008 годом, не исключают в российских экономических кругах. Экспертов пугает самый быстрый в истории скачок ключевых ставок в развитых странах за последние два года после почти 15 лет околонулевых значений. Об этом пишет деловое издание “Взгляд”.

«Вероятность глобального мегакризиса в середине 2025 года как никогда высока и составляет около 16-20%. Спусковой крючок структурных проблем может затронуть незалеченные финансовые раны прошлого, что приведет к глобальному шторму. Главное проблема в том, что этот кризис имеет уникальную природу и предсказать его последствия очень сложно, но ясно одно – он может ввергнуть мир в новую десятилетнюю депрессию»,– считает Сергей Гришунин, российский бизнес-аналитик.

Высокий уровень учетных ставок и накопившиеся дисбалансы на финансовых рынках развитых стран приведут к глобальному переформатированию экономики. По мнению аналитиков, в странах центральноазиатского региона под угрозой в первую очередь банковский сектор.

Всемирный банк включает климатические изменения в число факторов риска

В официальной версии, опубликованной на сайте  Всемирного банка, эксперты осторожны в прогнозах.

Несмотря на улучшение краткосрочных прогнозов, по сравнению с историческими показателями перспективы роста мировой экономики по-прежнему не внушают особого оптимизма, заявляют они.

Ожидается, что в 2025 году почти в 60 процентах стран, где проживает более 80 процентов мирового населения, темпы роста будут ниже, чем в среднем в 2010-х годах. Преобладают факторы риска, которые могут привести к ухудшению ситуации в мировой экономике. К ним относятся геополитическая напряженность, фрагментация торговли, сохранение повышенных процентных ставок в течение более длительного времени, а также угроза стихийных бедствий, связанных с изменением климата. 

Для защиты торговли, поддержки «зеленого» и цифрового переходов, облегчения бремени задолженности и повышения продовольственной безопасности необходимо укрепление международного сотрудничества. 

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах государственные инвестиции могут способствовать повышению производительности и стимулировать частные инвестиции, что обеспечит долгосрочный рост. 

Бюджетные проблемы малых государств, в том числе связанные с повышенной уязвимостью к внешним потрясениям, требуют проведения комплексных бюджетных реформ.